Сразу предупреждаю: эта статья не претендует на истину в последней инстанции. B> ней могут содержаться ошибочные данные или суждения. Она представляет собой отрывочные, частично бессвязные рассуждения автора.
Итак, рассмотрим в качестве примера мотор мотоцикла Сова объемом 175см3. Данный мотор берем в пример, как самый современный среди малокубатурных отечественных двухтактников (на самом деле этот мотор взят в пример по причине наличия его у автора:)).
Итак, сначала разберемся с некоторыми определениями:
Коэффициент наполнения - безразмерная величина, показывающая отношение объема поступившей в цилиндр рабочей смеси к полному объему цилиндра.
Мощность - количество работы, произведенной за единицу времени.
Теперь приступим к основному действу.
Сначала рассчитаем «идеальный» Совиный мотор, у которого коэффициент наполнения равен 1:
- частота вращения 6000об/мин;
- объем цилиндра 175см3;
- 6000*0,175=1050л/мин=1050*60=63000л/час;
- масса 22,4л воздуха 0,029грамм, значит, 1кг воздуха содержится в 772,4л.
Следовательно "идеальный" мотор поглощает 81,6кг воздуха в час.
Судя по данным интернета, эффективная мощность мотора составляет примерно треть от часового массового расхода воздуха (величина сильно зависит от суммарных потерь в моторе). Т.е. получается 27,2л.с. Вспомним паспортные 14л.с., да к тому же упомянем о том, что эффективная мощность мотора всегда меньше паспортной. Получается, что фактический коэффициент наполнения цилиндра составляет 14/27,2=0,51 по паспорту. Если сравнивать с фактической мощностью, и того меньше.
Это вполне подтверждает данные, что коэффициент наполнения серийных утилитарных двухтактных моторов равен 0,5...0,7.
Однако вспомним кроссовые высокофорсированные моторы, такие как Хонда CR125 и Сузуки RM125, у которых пиковый коэффициент наполнения достигает величины 1,2. Кроме того, максимальная мощность таких моторов достигается при частоте 10000...12000об/мин. Вот и получается 10000*0,125*60=75000л/час, или 97,1кг/час. Умножим на 1,2=116,52кг/час. Разделим на 3 и получается 38,84л.с., что вполне соответствует данным заводов - 38...42 л.с.
Так что Совиный мотор имеет большой потенциал для доработки.
Увеличения наполнения можно добиться установкой принудительного наддува или совершенствованием внутренностей мотора.
При варианте с наддувом возникают определенные затруднения по расчету и установке. A вот поработать с внутренностями мотора ничто не мешает.
На что же надо обратить внимание?
Известно, что коэффициент наполнения возрастает пропорционально квадрату уменьшения скорости потока в дросселирующих сечениях. Таким образом, необходимо увеличивать проходные сечения наиболее узких мест. В подопытном моторе к ним относятся: лепестковый клапан - достаточно взглянуть на клапан того же CR125 и станет ясно что он почти в два раза больше Совиного, продувочные каналы - можно сравнить вырезы в прокладке под цилиндр, карбюратор - на кроссовых 125-ках стоят с диффузором 36мм. Кроме того, необходимо добавить дополнительные каналы для протяжки. На этом, в общем-то, и заканчиваются кардинальные доработки. К дополнительным работам можно отнести изменение углов продувки и незначительное увеличение сечения пятого и выпускного каналов.