С 1975 года тяжелые мотоциклы киевского мотозавода стали снабжать 12-вольтовым электрооборудованием, что позволило существенно повысить надежность системы и световые характеристики приборов. С 1981 года завод начал выпускать в качестве запасных частей двигатели прежних моделей (К750М и МТ) только с 12 вольтовым оборудованием. В связи с этим в редакцию и на завод поступают письма с просьбой рассказать, как к этим двигателям приспособить старое электрооборудование мотоцикла. Предоставляем слово специалистам киевского мотоциклетного завода А. ПЛЕЧИСТОМУ и А. ЯНКУЛИНУ.
На новом двигателе уже установлены основные 12 вольтовые узлы: генератор Г424, катушка зажигания Б204, прерыватель ПМ302А, свечи зажигания А14В. Дополнительно надо приобрести реле-регулятор РРЗЗО, две батареи ЗМТ-6 (6 В), которые соединяют последовательно, или вместо них одну 6МТ-9 (12 В), звуковой сигнал С304 или С205 и все лампы. При покупке ламп обратите внимание на цоколи, которые должны быть такими же, как у 6 вольтовых (тип ламп указан в подписях к приводимой здесь схеме). Переделки в схеме мотоцикла при установке двигателя МТ10—36 несложны и связаны в основном с цепями генератора и реле-регулятора. Поступаем следующим образом. Отсоединяем провод от клемм «Ш» старых реле-регулятора и генератора и подключаем его к клеммам «Ш» новых приборов. Отсоединяем оба провода от клемм «Б» старого реле-регулятора, надежно соединяем их между собой и изолируем. Прокладываем этот провод (оставшийся подсоединенным к батарее и клемме "Б" замка зажигания) к генератору разрезаем его в этом месте и оба новых конца присоединяем к клемме «+» генератора. Можно вместо этих проводов применить два новых сечением 1,5 мм², которыми соединим аккумуляторную батарею с клеммой «+» генератора, а ее — с клеммой «Б» замка зажигания. Связываем новым проводом сечением 1,0 мм2 клемму «ВЗ» реле-регулятора РРЗЗО с клеммой «ЗС» замка зажигания и таким же проводом клеммы «~» генератора и реле-регулятора. Пересоединяем провод с клеммы «Я» старого реле на клемму «ЛК» нового. Другой конец этого провода отсоединяем от клеммы «Я» старого генератора, снимаем с этой клеммы провод, идущий к клемме «Я» лампы контроля, и, соединив их между собой, надежно изолируем место соединения. Наконец, обеспечиваем надежное соединение винта «_l_» («масса») реле-регулятора с корпусом мотоцикла, а еще лучше с выводом «—» («минус») аккумуляторной батареи новым проводом. Вот и вся работа. Если при ее выполнении возникнут затруднения из-за неясной маркировки клемм или цветов проводов, их можно легко разрешить, воспользовавшись схемой, приведенной в инструкции к вашему мотоциклу (или изображенной здесь). При установке нового двигателя К750М с 12 вольтовым электрооборудованием на старые модели потребуется еще изменить прокладку проводов для подключения прерывателя ПМ302 и катушки зажигания Б204. Если возникнет желание заменить на мотоцикле и другие приборы электрооборудования (фару, замок зажигания, фонари и т. п.), руководствуйтесь электросхемой мотоцикла МТ10—36, приведенной в инструкции по эксплуатации. Переделка электрооборудования ирбитских мотоциклов с 6 на 12 В аналогична той. что нужна для «Днепра». Схемы соединения приборов, не упомянутых в статье, несколько различаются.
|