Пришла осень, двигатель явно мерз....В период межсезонья 2005-2206г., я решил устранить этот недостаток, и установил термостат от ВАЗ-2101 в систему охлаждения двигателя ИЖ-Юнкер
Подробности об установке от ВАЗ-2101 в систему охлаждения двигателя ИЖ-Юнкер.
Тосол, поступающий в двигатель был слишком холодный... Пришлось прибегнуть к автолюбительскому опыту - закрыл половинку радиатора картонкой и время от времени контролировал температуру входных патрубков рукой. Температура была примерно от 60 до 80 градусов. Нормально. Но пришла пора заканчивать с этим безобразием. Зимой 2005-2006 года я внедрил термостат от ВАЗ 2101 в систему охлаждения двигателя.
Итак, что же представляет собой схема жидкостного охлаждения двигателя ИЖ-Ю5Сб 1-08.20.
Пусть заводская инструкция скажет сама за себя.
5.1.4 Система жидкостного охлаждения Система жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости (рис. 9) включает в себя: — радиатор; — вентилятор; — термостат; — термореле включения вентилятора; — термодатчик включения лампы ПЕРЕГРЕВ; — водяной насос; — расширительный бачок. Охлаждающая жидкость (ОЖ) в соответствии с табл. 2. Допускается кратковременное применение воды, исключая ее замерзание. Использование воды в качестве охлаждающей жидкости ведет к преждевременному износу деталей водяного насоса. Система охлаждения работает в автономном режиме, поддерживая температуру ОЖ от 80 до 90 °С. При прогревании холодного двигателя клапан термостата закрыт и ОЖ циркулирует в системе охлаждения через небольшое отверстие в коллекторе. При нагревании ОЖ до 80 °С открывается термостат. Вентилятор включается при температуре ОЖ 92 °С и выключается, при 87 °С. При нагреве двигателя от 98 до 104 °С термодатчик включает лампу ПЕРЕГРЕВ на панели приборов, ОЖ заливается в горловину радиатора до уровня верхней трубки (заправочная емкость в соответствии с табл. 2). Слив ОЖ производится через сливные отверстия при снятой пробке радиатора.
ВНИМАНИЕ! Будьте осторожны в обращении с охлаждающей жидкостью ТОСОЛ, не допускайте попадания на тело и в глаза, возможны ожоги
Примененная система является одноконтурной. Достоинство здесь лишь одно – простота. Жидкость бегает по кругу, термостат здесь скорее для "приличия". Пока тосол холодный, жидкость просачивается через небольшое дренажное отверстие. Когда температура достигает 80 С, термостат открывается полностью, и жидкость циркулирует почти без сопротивления. Вот таким образом Все хорошо, пока на улице жара. Как только похолодает – эта система проявляет себя не с лучшей стороны. Причем, весьма коварно. Тосол на выходе из двигателя по прежнему горячий, термостат открыт. А на входе в блок цилиндров, тосол поступает очень и очень холодный. Эффективности радиатора хватает, чтобы охладить жидкость до температуры окружающего воздуха. И, в результате, холодный поток обрушивается на цилиндры, и особенно на головки цилиндров. В результате, свечи не прокаляются, обрастают нагаром и перестают нормально работать. Холодный двигатель не тянет, расход топлива возрастает, увеличивается износ цилиндро-поршневой группы, на стенках образуется обильный нагар. В общем не езда а маета одна. Только картонка на радиаторе и помогает. Ограничивает поток воздуха, и таким образом не дает тосолу переохлаждаться. Но подобная "регулировка" слишком ненадежна. Трудно поймать нужную температуру. В попытках решить эту проблему, я пытался улучшить характеристики заводской схемы, но ничего хорошего в голову не приходило. Самое простое решение, было бы использовать обыкновенный шаровый водопроводный кран. Установив его, можно или ограничивать количество тосола, или, к примеру, подмешивать горячую или холодную жидкость через тройник. Но в данном случае есть одна реальная опасность - не уследишь за температурой, и двигатель схватит клина, превратившись в кипящий и брызгающий паром "самовар". Невозможно ведь все время контролировать температуру патрубка на ощупь. Когда-то нужно и "рулить" :). Поэтому, когда в гараже мне попался на глаза термостат от ВАЗ-2101, я для себя все решил. Буду устанавливать его на двигатель мотоцикла и строить систему охлаждения, по аналогии с автомобильной. Недостатки (дополнительные шланги и обвес), нивелируются перед возможностью иметь стабильный температурный режим в любых условиях. А для меня это важно, как любителя ездить далеко и долго. Итак, что же представляет собой двухконтурная система охлаждения. Система состоит из малого и большого контура. Малый контур (как показано на рисунке), замыкается, минуя радиатор. Пока тосол холодный – двигатель только что запущен, - термостат недает притока жидкости от радиатора, и тосол быстро нагревается, циркулируя в малом объеме и по малому кругу. По мере разогрева, около 80 С – клапан термостата начинает открываться, пропуская охлажденный тосол и смешивая его с горячим. Когда температура становится выше 80 С – клапан перекрывает малый контур полностью, и вся жидкость идет только через радиатор (но опять же нормальной, рабочей температуры). На рисунке показана циркуляция тосола побольшому кругу. Как только поступающая жидкость становится холоднее, в термостате начинается обратный процесс, приоткрывается проток из малого круга с одновременным усечением большого – и в двигатель поступает тосол опять же нормальной, рабочей температуры. Все происходит автоматически. Термостат дозирует пропорции горячей и холодной жидкости для поддержания температурного режима двигателя, не давая ему перегреваться, или остывать. Условная "схема", поясняющая устройство термостата. Если с теоретической частью более менее понятно, то приступим к части практической. Как это сделать. Во первых, нужно согласовать диаметры шлангов и патрубков термостата. Они разного диаметра – у термостата он 32 мм, шланги же имеют диаметр 20 мм. Для этого нужно изготовить переходники (3 штуки). NB. Это не чертеж – это рисунок. Грамотный токарь тут же затребует сведения о чистоте поверхности, допусках и много чего еще. Мне пришлось объяснять это на пальцах, чем вызвал явное неудовольствие у профессионала. Но переходники изготовил, за что ему огромное спасибо. В данном случае, использована сталь СТ45, но выбор материала не имеет особого значения. Лучше, чтобы он не ржавел – латунь, бронза, дюралюминий – все годится. Переходник вплотную пристыковывается к патрубку термостата, и закрепляется кусками шланга от ВАЗовской системы охлаждения, надетыми сверху и схваченными двумя хомутами. На стороны, с малым диаметром переходника надеваются шланги от системы охлаждения ВАЗ-2108, из которых уже формируется сама система (эдакое хитросплетение). Шланги, которые я использовал: * Шланг расширительного бачка – 2 шт. * Шланг подвода к печке (длинный) – 2 шт. * Шланг от радиатора (большого диаметра) – 1 шт. Дополнительно, в хозяйственном магазине купил * Тройник для шлангов диаметр 20 мм, для отвода тосола и создания малого круга – 1 шт.. * Уголок 90 градусов для подсоединения шлангов диаметром 20 мм (собрал из трех деталей), для более удобного поворота шлангов без перегиба на малых радиусах – 1 шт. И в завершение, приобрел стальные хомуты нужного диаметра и в нужном количестве, чтобы все это добро стягивать. Пока нашел оптимальное положение всему этому хозяйству – всю голову сломал. Но, в конце концов, все получилось вполне компактно, шланги и термостат почти не мешают доступу к свечам и прочим частям двигателя. Шланги примерял по месту, соединял, при необходимости резал и сгибал. Для их фиксации (чтобы не болтались) использовал пластиковые хомуты. ВАЖНО! При заливке в новую систему охлаждения тосола необходимо тщательно проследить за полным заполнением малого круга охлаждюще й жидкостью. Дело в том, что ТЕРМОСТАТ ПРЕКРЫВАЕТ ДОСТУП ЖИДКОСТИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ОТ РАДИАТОРА, находясь в холодном состоянии. Поэтому, изначально в "рубашке" цилиндров нет жидкости. Завести двигатель в таком состоянии – значит загубить его от перегрева. Перед первым запуском обзательно нужно заполнить малый контур, открыв пробку на корпусе помпы, и заливать тосол наклонив мотоцикл на правый бок. Или отсоединив шланг от тройника и заливая туда тосол до заполнения. В общем, НЕОБХОДИМО ЛЮБЫМ СПОСОБОМ ЗАПОЛНИТЬ МАЛЫЙ КОНТУР ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ. И еще, в ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕОБХОДИМО ТЩАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА УРОВНЕМ ТОСОЛА В СИСТЕМЕ. Для этого я вывел расширительный бачек наружу, чтобы всегда он был на виду. Скорее всего, придется опустить шланг с тройником пониже, для надежного заполнения малого контура в процессе работы. Пожалуй, это единственный недостаток данной системы – необходимость следить за уровнем тосола. После сборки и заливки, завел двигатель. Несмотря на то, что температура "за бортом" была 12 градусов ниже нуля (зима!), система охлаждения двигателя прошла все циклы – прогрелся малый контур, затем постепенно открылся термостат, разогрелся радиатор, включился и, поработав некоторое время, выключился вентилятор. Двигатель все это время работал устойчиво. (Заодно колечки притерлись маленько :)). Жду сезона. Буду проверять систему в деле. P.S. Штатный элемент термостата, установленный на заводе, я вынул из корпуса, аккуатно завернул в тряпочку и уложил в ящик с запчастями. Пусть отдыхает. :) Несколько фотографий, иллюстрирующих проделанную работу. ОТМАЗКА: Фотографии нечеткие, потому что фотик нецифровой
Общий вид двигателя и месторасположения термостата. Тройник для отвода охлаждающей жидкости на малый круг. Также виден расширительный бачек.
|